Содержание
Типы
Для сжигания жидкого и газообразного топлива в нагревательных печах применяют форсунки с различными типами распыления:
- Паровым
- Воздушным
- Механическим
Паровое распыление
Применение пара для распыления топлива имеет ряд преимуществ и недостатков. К преимуществам следует отнести возможность сжигания топлива почти любой вязкости, простоту изготовления и надежность в эксплуатации, а к недостаткам — сравнительно большой расход пара (0,3—0,6 кг на 1 кг топлива), сильный шум при работе форсунки и большое содержание водяных паров в продуктах сгорания, что при сернистых топливах увеличивает коррозию нагреваемых поверхностей.
Из форсунок с паровым распылением основным типом является форсунка с внутренним смешением топлива и пара. Такой, например, является широко применяемая форсунка системы Шухова, на которую был выдан патент еще в 1880 г. Форсунки этой системы выпускаются различных размеров (номеров) с максимальным расходом сжигаемого топлива 120 кг/ч.
Воздушное распыление
Форсунки для жидкого топлива с воздушным распылением работают при низком (160—200 мм вод. ст.) давлении воздуха и обладают высокой производительностью (500—600 кг/ч). На рис. показана форсунка Оргэнергонефти, хорошо и бесшумно работающая на топливах различной вязкости.
Механическое распыление
Форсунки для жидкого топлива с механическим распылением работают экономично и бесшумно. В форсунках этого типа жидкое топливо подается под давлением до 15 кГ/см2, распыление происходит при прохождении жидкости через узкое отверстие форсунки, а воздух поступает в струю распыленного топлива. Эти форсунки неприменимы для распыления вязких и смолистых топлив и требуют дорогостоящих устройств для подготовки топлива (подогреватели, фильтры).
Комбинированные форсунки
Комбинированные газонефтяные или газомазутные форсунки предназначены для сжигания жидкого или газообразного топлива. На нефтеперерабатывающих заводах применяются комбинированные форсунки Гипронефтемаша производительностью от 70 до 160 кГ/ч по жидкому топливу и по газу до 100 м3/ч.
Комбинированная газонефтяная форсунка ГНФ-1М. Жидкое топливо под давлением 8—10 кГ/см2 поступает по внутренней трубке 1 в камеру 2 и через отверстия 3 в спиральные каналы на наружной поверхности камеры. Пар под давлением около 10 кГ/см2 поступает по кольцевому пространству, распыляет завихренное топливо, и паромазутная смесь попадает в топку. Отверстия и каналы можно продувать паром через игольчатый клапан 4. Газ поступает по кольцевому коллектору 5 через жиклеры 6 в топку. В жиклерах 6 просверлены центральный канал и одно или несколько выходных отверстий 7.
Комбинированная форсунка ГНФ-3 имеет большую производительность по жидкому топливу, работает при давлении жидкого топлива до 1,2 кГ/см2 и пара-до 0,5 кГ/см2.
Газомазутная форсунка ФГМ-4 работает с распылом воздуха при давлении до 300 мм вод. ст.
Газовые горелки, применяемые в промышленных печах, делятся на две группы:
- Беспламенные, с предварительным смешением воздуха и газа;
- Атмосферные, в которых газ и около половины воздуха, необходимого для горения, смешиваются до начала горения, а остальной воздух добавляется в процессе горения.
Беспламенные горелки
Беспламенная панельная горелка Гипронефтемаша показана на рисунке ниже. Газообразное топливо по трубопроводу 1 через сопло 2 поступает в смесительную камеру 3 инжектора 4. Воздух в смесительную камеру подсасывается через отверстия 5, величина которых изменяется регулятором 6. Из инжектора газовоздушная смесь, поступает в распределительную камеру 7, из которой по трубкам 8 поступает в тунели 9 в специальной керамике, являющейся катализатором горения.
Разработаны горелки типов а и б, имеющие излучающие поверхности двух размеров: тип а — 500×500 мм и тип б 605X605 мм для тепло- производительности от 55 до 1000 ккал/ч.
Многосопловая инжекционная газовая горелка показана на рис. 131. В этой горелке газообразное топливо по патрубку 2 поступает к соплу 1, имеющему форму трубки Вентури. Струя газа инжектирует из корпуса горелки воздух и смешивается с ним в трубке Вентури, играющей роль смесителя. Процесс горения начинается у устья сопла.
Беспламенные горелки являются более совершенными устройствами для сжигания газообразного топлива и находят более широкое применение, чем атмосферные (инжекционные).