Содержание
Назначение
Насосы центробежные горизонтальные одноступенчатые предназначены для подачи воды и жидкостей, имеющих схожие с водой свойства по вязкости и химической активности, с температурой до 85°C.
Рассмотри конструкцию и принцип действия на примере насоса Д 4000-95-2.
Маркировка
Шифр маркировки обозначает следующее:
- Д – двухсторонний подвод жидкости к рабочему колесу;
- 4000 – номинальная производительность, м3/ч;
- 95 – напор, м. вод. ст.;
- 2 – порядковый номер модернизации предприятием-изготовителем.
Конструкция
Насосный агрегат состоит из насоса и электродвигателя, валы которых соединены с помощью упругой втулочно-пальцевой муфты, закрытой ограждением.
Насос
Насос состоит из корпуса и ротора.
Корпус насоса чугунный с полуспиральным подводом и спиральным отводом. Имеет горизонтальный разъем вдоль оси вала.
Входной и напорный патрубки насоса – фланцевые. Расположены в нижней части корпуса горизонтально и направлены в противоположные стороны перпендикулярно оси вращения ротора.
Нижняя часть корпуса имеет опорные лапы.
Горизонтальный разъем корпуса уплотняется прокладкой толщиной 1 миллиметр.
Ротор
Ротор насоса представляет собой самостоятельную сборочную единицу и состоит из:
- вала;
- двухпоточного рабочего колеса;
- защитных гильз – втулок;
- подшипников;
- крепежных деталей.
Опоры ротора
Опорами ротора служат подшипники качения с пластичной смазкой.
Одна из подшипниковых опор является радиальной опорой.
Вторая, устанавливаемая со стороны противоположной приводу, является радиально-осевой. Она служит для восприятия осевых сил.
Охлаждение подшипников – воздушное.
Принцип действия
Принцип работы насоса следующий.
Перед пуском насос и всасывающий трубопровод заполняют перекачиваемой жидкостью. При быстром вращении рабочего колеса жидкость под действием центробежной силы непрерывно движется между изогнутыми поверхностями лопаток от центра колеса к периферии и выбрасывается в окружающую колесо спиральную камеру.
Лопатки колеса передают жидкости энергию, получаемую насосом от электродвигателя.
Жидкость, пройдя по каналам между лопатками рабочего колеса, приобретает большую скорость, то есть обладает на выходе с лопаток большим запасом кинетической энергии – скоростным напором. При этом ее давление – потенциальная энергия – повышается незначительно.
Жидкость на рабочее колесо поступает в осевом направлении с двух сторон. В каналах между лопатками потоки соединяются.
Далее в спиральной камере, сечение которой увеличивается, кинетическая энергия жидкости – напор – преобразуется в потенциальную. То есть давление ее повышается.
При вращении колеса во всасывающем патрубке образуется разрежение. В результате чего жидкость по всасывающему трубопроводу непрерывно поступает в осевом направлении к центру рабочего колеса и непрерывно отводится под определенным давлением из корпуса в напорный трубопровод.