Содержание
Назначение
Установка ЭЛОУ-АВТ-6 предназначена для обессоливания и первичного фракционирования нефти.
Сырье и продукты
Сырьем установки является сырая нефть, поступившая на НПЗ с нефтеперекачивающих станций (НПС).
В результате переработки нефти на установке получают приведенные ниже продукты.

Расшифровка названия
ЭЛОУ-АВТ-6 – электрообессоливающая установка, атмосферно-вакуумная трубчатка, цифра в конце обозначает производительность по переработке данной установки 6 млн. тонн в год. Однако, на многих установках АВТ «старого» фонда проводилась модернизация с увеличением производительности в 2-2,5 раза, поэтому цифра в конце не всегда отражает реальную производительность установки.
Установка АВТ представляет собой комбинацию из блоков АТ+ВТ:
- АТ – атмосферная трубчатка (первичная переработка поступающей на НПЗ сырой нефти)
- ВТ – вакуумная трубчатка (переработка мазута, поступающего с блока АТ)
Блоки ЭЛОУ, АТ, ВТ и АВТ могут представлять собой отдельные установки или сочетаться в комбинации с другими блоками для повышения эффективности работы установки в целом.
Современные установки АВТ
Современные высокопроизводительные установки ЭЛОУ-АВТ являются комбинированными и включают:
- Электрообессоливающую установку (ЭЛОУ)
- Атмосферный блок (АТ)
- Вакуумный блок (ВТ)
- Блоки стабилизации и вторичной ректификации бензиновых фракций
Также, ЭЛОУ-АВТ может быть дополнена другими процессами для повышения эффективности:
- Газофракционирование
- Гидроочистка топливных и газойлевых фракций
- Каталитический риформинг
- Каталитический крекинг
- Очистка масляных фракций
Технологическая схема установки ЭЛОУ-АВТ-6
Поскольку вариантов схем этих установок, находящихся в эксплуатации на данный момент на отечественных НПЗ большое количество, мы рассмотрим наиболее распространенную и эффективную установку ЭЛОУ-АВТ-6.

Достоинства и недостатки схем разделения нефти
В атмосферном блоке АВТ применяют три схемы разделения нефти:
- Схема с одной сложной ректификационной колонной в атмосферном блоке (схема с однократным испарением и однократной ректификацией);
- Схема с предварительным испарителем и ректификационной колонной (схема с двукратным испарением и однократной ректификацией);
- Схема с предварительной отбензинивающей колонной и основной ректификационной колонной (схема с двукратным испарением и двукратной ректификацией).
Выбор схемы определяется содержанием в нефти газов, бензиновых фракций, светлых нефтепродуктов и серы.
Наибольшее признание получила схема №3, как наиболее гибкая и универсальная, которую рассмотрим ниже.
Достоинства
- поскольку в колонне К-1 отгоняется часть бензина, доля отгона отбензиненной нефти в печи будет меньше по сравнению с другими схемами переработки и тем самым отложение солей на поверхности труб печи уменьшится;
- в теплообменниках и змеевиках печи давление будет более низким;
- имеется возможность получения бензина с низким концом кипения, ассортимент получаемых фракций более широк;
- основное количество коррозионно-активных компонентов нефти будет отделяться в колонне К-1, которая дешевле колонны К-2.
Недостатки
- так как самые легкие бензины отбираются в колонне К-1, колонна К-2 работает при более жестких условиях;
- установка имеет большое количество оборудования, следовательно, нужны более высокие капитальные и эксплуатационные затраты;
- на установке имеет место сравнительно большой расход топлива.
Блок ЭЛОУ
Задачей ЭЛОУ является отделение воды и солей от сырой нефти для дальнейшего ее разделении на фракции в атмосферно-вакуумном блоке – посредством ректификации в атмосферной и вакуумной колоннах.
Нефть подается в насосную и поступает в виде смеси вместе с промывочной водой в специальные устройства – электродегидраторы (как правило, 4 пары для ЭЛОУ-АВТ-6), где происходит обессоливание и обезвоживание под действием электрического тока.

Атмосферный блок АТ
Блок АТ предназначен для неглубокой перегонки нефти. Схема атмосферного блока включает в себя:
- отбензинивающую колонну К-1,
- две печи (П-1 и П-2),
- основную атмосферную колонну К-2 с тремя стриппинг-колоннами.

Обезвоженная и обессоленная нефть после ЭЛОУ направляется в теплообменники для нагрева до 210° С.

Из теплообменных аппаратов обработанная нефть направляется в атмосферный блок для разделения на фракции в процессе ректификации.

Колонна К-1
Сначала нефть направляется в отбензинивающую колонну К-1. Смесь углеводородных газов и бензина с верха колонны охлаждается и частично конденсируется в рефлюксной емкости. В отстойнике емкости собирается вода, с верха сепаратора выходит углеводородный газ, снизу – нестабильный бензин. Часть бензина возвращается на верхнюю тарелку колонны в качестве орошения, избыток выводится в колонну стабилизации. Куб колонны обогревается трубчатой печью П-1.
Колонна К-2
Отбензиненную нефть из куба колонны нагревают в трубчатой печи П-2 до температуры порядка 350 С и подают в колонну К-2.

С верха колонны К-2 отбирают смесь бензина, углеводородных газов и воды, которые после охлаждения и конденсации разделяются в рефлюксной емкости колонны.
Часть бензина возвращается на верхнюю тарелку колонны в качестве орошения, избыток выводится в емкость орошения колонны К-1.
Емкость орошения Е-1 представляет собой трехфазный сепаратор с отбойниками и насадкой для предотвращения каплеуноса. В емкости происходит процесс абсорбции, что позволяет поглотить углеводороды С5+ из углеводородного газа. В качестве абсорбента выступает более тяжелый бензин из колонны К-2.
Для снятия тепла в колонне предусмотрены три циркуляционных орошения в зоне отбора продуктов.
Для снижения парциального давления паров в кубе колонны предусмотрена подача перегретого водяного пара.
Отпарные стриппинги
Из отпарных стриппингов колонны К-2 отбирают фракции:
- 180-220 оС – компонент авиационного керосина,
- 220-280 оС – компонент зимнего дизельного топлива,
- 280-350 оС – компонент летнего дизельного топлива.
Из кубовой части колонны К-2 выводится мазут – сырье установок вакуумной перегонки.
Блок стабилизации и вторичной перегонки
Прямогонные бензины с верха колон первичной перегонки К-1 и К-2 не могут быть использованы в качестве топлива напрямую. Данные фракции содержат растворенные газы C1 – C4 и их необходимо удалить для повышения детонационной стойкости при помощи процесса стабилизации.
Далее, полученные фракции подвергают процессу вторичной перегонки с разделением на более узкие фракции.
- н.к. – 62 оС – сырье установок изомеризации
- 62 – 105 оС – сырье установок риформинга с выделением ароматики
- 105 – 140 оС – сырье установок риформинга для производства бензинов
- 140 – 180 оС – сырье установок риформинга для производства бензинов

Вакуумный блок ВТ
Мазут из атмосферной колонны К-2 направляется в печь для его предварительного нагрева до температуры до 400 – 420 оС, а затем в вакуумную колонну на фракционирование.

На вакуумном блоке мазут разделяется на следующие продукты:
- ЛВГО (фр. 200-360 оС) – сырье установок гидроочистки ДТ
- ТВГО (фр. 360-530 оС) – сырье каталитического крекинга, гидрокрекинга
- Затемненный продукт (металлизированная фракция) – сырье битумной установки, компонент товарного мазута
- Гудрон – сырье битумной установки, компонент товарного мазута, сырье УЗК
- Газы разложения и некондиционный бензин – образуются в результате реакций термического крекинга при нагреве сырья в печах, являются побочными продуктами
Вакуумная колонна также может работать по масляному профилю с получением узких дистиллятных масляных фракций, поступающих впоследствии на дальнейшую переработку в масляное производство.

Для снятия тепла и улучшения качества разделения в вакуумной колонне предусмотрены циркуляционные орошения. Квенч гудрона подается для снижения температуры в кубе колонны для снижения коксообразования.
Материальный баланс
Блок АТ
Материальный баланс блока атмосферной перегонки установки ЭЛОУ-АВТ-6:
Блок стабилизации и вторичной перегонки
Материальный баланс блока стабилизации и вторичной установки ЭЛОУ-АВТ-6:
Блок ВТ
Материальный баланс блока вакуумной перегонки установки ЭЛОУ-АВТ-6:
Достоинства и недостатки
Достоинства
- Процессы разделения нефти на фракции не требуют применения катализаторов
- Подготовка сырья для процессов глубокой переработки
- Комбинирование АВТ или АТ с другими технологическими установками также улучшает технико-экономические показатели и снижает себестоимость нефтепродуктов
- Возможная эксплуатационная гибкость для различных типов нефтей, закладываемая при проектировании
Недостатки
- Высокие капитальные и эксплуатационные затраты
- Невозможность направления продуктов установки в товар без гидроочистки
- Высокий износ оборудования из-за высокого содержания в нефти сернистых, азотистых и кислородсодержащих соединений
Существующие установки
Установки атмосферно-вакуумной перегонки в различных вариациях (АТ, АВТ, ВТ) являются неотъемлемой частью любого НПЗ. Без них невозможна подготовка сырья для вторичных процессов переработки.
Установки ЭЛОУ-АВТ-6 используются на предприятиях:
- ТАНЕКО
- РН Саратовский НПЗ
- Ангарская нефтехимическая компания
- Газпром нефтехим Салават
- Газпромнефть МНПЗ
- Киришинефтеоргсинтез