Деасфальтизация пропаном

Назначение

Процесс деасфальтизации растворителем представляет собой процесс разделения, который, в отличие от вакуумной дистилляции, происходит по молекулярному типу. Происходит выборочное растворение ценных компонентов в растворителе. Таким образом, они отделяются от остатка асфальтенов, который содержит в своем составе различные загрязнители.

Деасфальтизат может быть использован в производстве смазочного масла или в качестве сырья для гидрокрекинга или каталитического крекинга.

Суть процесса состоит в контакте исходного сырья с растворителем в противоточном экстракторе при температурах и давлениях, необходимых для осаждения асфальтеновых и смоляных фракций, которые не растворимы в растворителе.

С одной стороны, парафины растворимы в растворителе при более низких температурах, но их растворимость уменьшается с ростом температуры.

Качество деасфальтизата при его постоянном выходе может быть улучшено путем повышения температуры и соотношения растворителя к сырью.

В результате процесса производится деасфальтизат с низким содержанием загрязняющих веществ, богатый молекулами парафинового типа, подходящий для процессов каталитической конверсии.

Растворитель отделяется от деасфальтизата в сепараторе, а затем извлекается и рециркулируется.

Сырье и продукты

Сырье: вакуумный остаток (гудрон).

Продукты: деасфальтизат, асфальт.

Технологическая схема

Конфигурация установки деасфальтизации гудрона пропаном
Конфигурация установки деасфальтизации гудрона пропаном

Колонна экстракции

Вакуумный остаток – гудрон, поступает в теплообменник непосредственно из вакуумной ректификационной колонны. Он нагревается до температуры на входе около 60 °С перед подачей в верхнюю часть экстракционной колонны при давлении около 3, 5 МПа.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Установка гидроочистки вакуумного газойля

Жидкий пропан вводится в нижнюю часть колонны под нижнюю тарелку.

Пропан движется вверх по колонне противотоком к осаждаемому асфальту.

Асфальт удаляется с кубовой части колонны.

Отпарка асфальта

Затем он нагревается в печи и поступает в верхнюю часть сепаратора с перегородками. Часть пропана, унесенная с фракцией асфальта, выводится с верхней части сепаратора. Асфальтовая фаза выходит из нижней части сепаратора и при сниженном давлении поступает на верх отпарной колонны. В кубовую часть колонны вводится пар, а оставшийся уловленный пропан отпаривается из асфальтовой фракции.

Очищенный от пропана асфальт покидает нижнюю часть колонны, охлаждается до необходимой температуры и направляется на склад или асфальтобетонный завод.

Отпаренный пропан поступает на всасывание компрессора и на выходе направляется к пропановому аккумулятору.

Отпарка деасфальтизата

Деасфальтизат из верхней части экстракционной башни поступает под высоким давлением в испаритель, который удаляет большую часть захваченного пропана. Поток пропана выходит из испарителя и охлаждается водой. После этого он поступает в пропановый аккумулятор. Покидая испаритель, масляная фаза поступает на верх отпарной колонны низкого давления. В кубовую часть колонны вводится пар. Остаточный пропан отделяется из масляной фазы и вместе с парами воды выходит с верха колонны. Этот поток соединяется с потоком от отпарной колонны низкого давления для асфальта. Объединенные потоки поступают на всасывание компрессора.

Сжатый пропан охлаждают и освобождают от воды из отпарной колонны в аккумуляторе пропана.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Атмосферный блок установки АВТ

Осушенный пропан затем рециркулируется для ввода в колонну экстракции.

Деасфальтизат отправляется на дальнейшую очистку N-метилпирролидоном.

Материальный баланс

Баланс процесса деасфальтизации представлен в таблице ниже.

Сырье тонн/ч % мас.
Гудрон 1200 100
Деасфальтизат 339,4 28,3
Асфальт 860,6 71,7

Достоинства и недостатки

Недостатки:

  1. высокая склонность к загрязнению оборудования ввиду тяжести сырья и продуктов
  2. коррозия теплообменного оборудования вследствие крекинга тяжелых компонентов и выделения сероводорода
  3. высокая энергоемкость процесса

Достоинства:

  1. возможность организации нескольких ступеней процесса, что позволяет увеличить выход целевого продукта.
  2. получение ценного компонента масел – деасфальтизата и как следствие, повышение глубины переработки нефти.

Существующие установки

В настоящее время в России установки деасфальтизации существуют в различных технологических конфигурациях на многих НПЗ, а также в составе заводов масляного профиля.

Существующие установки деасфальтизации.

ООО «ЛУКОЙЛ – Нижегороднефтеоргсинтез»
ПАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»
ПАО «Уфанефтехим»
ПАО «Новойл»
ООО «ЛУКОЙЛ – Волгограднефтепереработка»
ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез»
ПАО «Орскнефтеоргсинтез»
ПАО «Сибнефть – Омский НПЗ»
ПАО «Ангарская нефтехимическая компания»
ООО “Ново-Куйбышевский завод масел и присадок”
ПАО Славнефть – Ярославнефтеоргсинтез»

 

Вам будет интересно:

Добавить комментарий