Содержание
Быстроходные и тихоходные
Дизельные двигатели делятся на быстроходные и тихоходные в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. К быстроходным относятся двигатели, используемые в легковых и грузовых автомобилях, а также в сельскохозяйственной технике, где частота вращения коленчатого вала превышает 1000 об/мин. Тихоходные дизели, наоборот, имеют меньшую частоту вращения и применяются, например, в судовых двигателях и для энергии на электростанциях.
Преимущества дизелей
- Экономичность: Расход топлива на 30–35% ниже по сравнению с бензиновыми двигателями.
- Простота системы охлаждения: Дизельные двигатели имеют менее сложные системы охлаждения.
- Мощность и крутящий момент: Дизельные двигатели могут работать на больших нагрузках, при этом имеют высокий крутящий момент.
- Меньшая токсичность выхлопа: Эмиссия вредных веществ в атмосферу меньше по сравнению с бензиновыми двигателями.
- Принудительный впрыск топлива: Дизельные двигатели могут работать с обедненной смесью, что позволяет эффективнее регулировать расход воздуха.
- Безопасность: Дизельное топливо менее пожароопасно, что является важным фактором в некоторых отраслях, таких как морская и авиационная промышленность.
Недостатки дизелей
- Большая удельная масса: Дизельные двигатели тяжелее аналогичных бензиновых.
- Меньшая быстроходность: Дизельные двигатели не так быстро ускоряются, как бензиновые.
- Проблемы с запуском в зимних условиях: Дизельные двигатели могут испытывать трудности при запуске на низких температурах.
Эксплуатационные характеристики дизельного топлива
Дизельное топливо (ДТ) характеризуется рядом показателей, которые определяют его качество и совместимость с дизельными двигателями. Рассмотрим основные параметры дизельных топлив.
Воспламеняемость
Этот показатель характеризует способность дизельного топлива к самовоспламенению в условиях разогретого воздуха, что происходит из-за высокой степени сжатия в цилиндре двигателя. Важные факторы, повышающие воспламеняемость:
- Степень сжатия: Чем выше степень сжатия в двигателе, тем лучше воспламеняемость топлива.
- Частота вращения коленчатого вала: Увеличение оборотов способствует улучшению воспламеняемости.
- Материалы блока двигателя: Блок из материала с низкой теплопроводностью (например, чугун) способствует лучшему поддержанию температуры.
Цетановое число (ЦЧ)
Цетановое число — это основной показатель воспламеняемости дизельного топлива. Оно измеряется как процентное содержание цетана в смеси с метилнафталином, которая по своим свойствам эквивалентна исследуемому топливу в плане воспламеняемости. Цетановое число напрямую связано с октановым числом (ОЧ) бензинов: ЦЧ = 60 — ОЧ. Цетановое число дизельного топлива должно быть не менее 45 для всех марок (Л, З, А).
Испаряемость
Оценивается температурой 50%-го испарения топлива (t50%). Чем ниже эта температура, тем легче двигатель запускается, особенно в холодную погоду.
Вязкость
Вязкость дизельного топлива важна для обеспечения нормальной смазки компонентов топливной системы, а также для того, чтобы топливо могло свободно прокачиваться по трубопроводам. Оптимальная кинематическая вязкость должна быть в пределах от 1,5 до 6 сСт (при температуре 20°C).
Склонность к застыванию
В дизельном топливе содержатся высокомолекулярные парафины, которые при пониженной температуре могут кристаллизоваться, забивая фильтры топливной системы. В зависимости от температуры застывания различают следующие марки:
- Л (летнее)
- З (зимнее)
- А (арктическое)
Коррозионная активность
Коррозионная активность топлива оценивается с помощью испытаний на медной пластинке. Она должна быть минимальной для предотвращения повреждения металлов в топливной системе.
Экологические показатели
Дизельное топливо имеет меньшую пожароопасность по сравнению с бензином, что делает его более безопасным в ряде специфических условий, например, на подводных лодках, судовых двигателях и в военной технике. Пожароопасность оценивается по температуре вспышки в закрытом тигле, которая должна быть:
- Для быстроходных дизелей: не ниже 30–35°C.
- Для судовых и тепловозных дизелей: не ниже 40–61°C.
Маркировка дизельного топлива
Дизельные топлива маркируются в соответствии с ГОСТ 305-82. Например:
- Марка Л (летнее) с указанием содержания серы и температуры вспышки (например, Л-0,2-40).
- Марка З (зимнее) с указанием температуры застывания (например, З-0,2 минус 45).
- Марка А (арктическое) с указанием содержания серы (например, А-0,4).
Существуют также модификации дизельных топлив:
- Экспортные: ДЛЭ, ДЗЭ.
- С депрессорными присадками: ДЗП, ДАП.
- С улучшенными экологическими показателями (снижение содержания серы): ДЭК-Л, ДЭК-З и другие.
Показатели дизельных топлив по ГОСТ 305-82
В таблице ниже приведены основные требования к качеству дизельного топлива для различных климатических условий.
Показатель | Л (летнее) | З (зимнее) | А (арктическое) |
---|---|---|---|
Цетановое число (не менее) | 45 | 45 | 45 |
Температура 50%-го испарения (ºС) | 280 | 280 | 255 |
Температура 95%-го испарения (ºС) | 360 | 340 | 330 |
Кинематическая вязкость при 20ºС (мм²/с) | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 |
Температура застывания (ºС, не выше) | -10 | -35 | -50 |
Температура вспышки (ºС, не ниже) | 40 | 35 | 30 |
Содержание серы (% масс., не более) | 0,2-0,5 | 0,2-0,5 | 0,2-0,4 |
Испытание на медной пластинке | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает |
Зольность (% не более) | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Коксуемость 10%-го остатка (% не более) | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Плотность при 20ºС (кг/м³, не более) | 860 | 840 | 830 |
Данные параметры помогают гарантировать стабильную работу дизельных двигателей в различных климатических условиях, от жарких летних температур до экстремально холодных зимних и арктических.