
Назначение и маркировка
Нефтяные центробежные насосы консольные НК и НКВ модифицированные применяются для перекачивания нефти, нефтепродуктов, масел, сжиженных углеводородных газов и других жидкостей.

Рассмотрим конструкцию и принцип действия на примере насоса НКВ 600/200.
Шифр маркировки обозначает следующее:
- Н — нефтяной
- К — консольный
- В — модифицированный
- 600 — номинальная производительность, м3/ч
- 200 — напор, м.вод.ст.
Отличие НКВ от НК. Отличается от НК наличием винтового колеса перед рабочим, для лучшего направления вязких нефтепродуктов к рабочему колесу, а также для увеличения кавитационного запаса насоса.
Конструкция
Агрегат состоит из насоса и электродвигателя, смонтированных на общей раме. Привод насоса от двигателя, осуществляется через упругую муфту.
Рис.2 – Электродвигатель Основными деталями насоса являются:
- корпус насоса
- крышка
- корпус подшипников
- вал
- радиально упорные шариковые подшипники
- радиальный роликовый подшипник
- уплотнение вала
- рабочее колесо
- винтовое колесо
- гайка вала.
Рис.3 – внутреннее устройство насосаКорпус насоса выполнен совместно с опорными лапами, входным и выходным патрубками.

Крышка присоединяется с помощью шпилек с гайками и шайбами. Стык корпуса и крышки уплотняется спирально навитой прокладкой. Крышка корпуса в месте выхода вала имеет сальниковую камеру для установки уплотнения. Уплотнение предотвращает утечку перекачиваемой жидкости через зазор между валом и крышкой корпуса.
В корпусе насоса, крышке насоса и корпусе подшипников имеются отверстия для подвода и отвода уплотнительной и охлаждающей жидкости из насоса.

Вал насоса вращается в двух подшипниковых опорах. Опора, расположенная у муфты, состоит из двух радиально упорных шариковых подшипников. Они обращены друг к другу широкими бортами наружных колец. Внутренние кольца подшипников для предотвращения осевого перемещения на валу крепятся с помощью шайбы и гайки. С их же помощью, одновременно крепятся полумуфта зубчатой муфты с распорной втулкой. Вторая опора состоит из одного радиального роликового подшипника.
Смазка подшипников циркуляционная, и осуществляется из общей масляной ванны.
Рабочее колесо насоса состоит из заднего и переднего дисков, между которыми установлены лопасти. Лопасти отогнуты от радиального направления в сторону противоположную направлению вращения рабочего колеса. Рабочее и винтовое колеса посажены на консольную часть вала и закреплены гайкой с левой резьбой.
Принцип работы
Принцип действия насоса следующий. Если при наполненных жидкостью корпусе и всасывающем трубопроводе привести во вращение рабочее колесо, то жидкость, находящаяся в каналах рабочего колеса, между его лопастями, под действием центробежной силы, будет отбрасываться от центра колеса к периферии. В результате этого в центральной части колеса создается разрежение, а на периферии повышенное давление.

Под действием этого давления жидкость из насоса поступает в напорный трубопровод. Одновременно через всасывающий трубопровод, под действием разряжения, жидкость поступает в насос. Таким образом, осуществляется непрерывная подача жидкости центробежным насосом.

Нефтяные насосы консольные НК и НКВ могут отличаться мощностью, габаритами и другими характеристиками, которые рассчитываются из конкретных технических условий, но принцип их действия будет одинаков.