Задвижка шиберная

Назначение

Шиберные задвижки – имеют запирающий элемент выполнен в виде пластины и применяются, в основном тогда, когда не требуется высокая герметичность прохода. В задвижках этого типа уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу и расположены перпендикулярно к направлению потока рабочей среды. Затвор в этих задвижках обычно называют “диском”, “шибером” или “ножом”.

Шиберные задвижки типа УК 19001 по ТУ 647 РК-05772090-032-97 предназначены для установки в качестве запорных устройств на линейной части магистральных нефтепроводов и на технологических трубопроводах НПС.

Задвижка шиберная межфланцевая

Принцип работы

Шибер перемещается перпендикулярно потоку, открывая или закрывая проходную щель. Механизм приводится в действие усилием привода, передающегося через шпиндель. 

Конструкция

Схема

Конструкция шиберной задвижки предусматривает постоянное расчетное прижатие седла к шиберу с помощью специальных пружин, не зависящее от перепада давления на шибере. Шибер выполнен из углеродистой стали с покрытием, обеспечивающим надежность при работе в нефти. Конструкция задвижек обеспечивает возможность нагнетания герметизирующей смазки в сальниковый узел и замену сальника шпинделя без снижения рабочего давления в трубопроводе. Корпус задвижки разгружен от избыточного давления, создаваемого тепловым расширением транспортируемой среды.

1 – Корпус 2 – Нож 3 – Уплотнение 4 – Сальниковая набивка 5 – Сальник 6 – Шток 7 – Ходовая гайка 8 – Штурвал 9 – Бугель

В однодисковых задвижках затвор (шибер) выполнен в виде щита с кольцом, имеющим в нижней части отверстие, равное диаметру прохода, которое при закрытии задвижки смещается вниз. Проход перекрывается глухой частью шибера. Герметичность прохода обеспечивается прижатием затвора давлением среды к уплотнительным поверхностям седла со стороны низкого давления.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Клапан запорный (вентиль)
Шиберная однодисковая задвижка
Шиберная однодисковая задвижка

1 – шибер; 2 – патрубок; 3 – корпус; 4 – узел крепления шпинделя и шибера; 5 – седло; 6 – шпилька; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – прокладка; 9 – верхняя крышка; 10 – набивка сальника; 11 – нажимная планка; 12 – шпиндель; 13 – кожух; 14 – выходной элемент привода; 15 – стойка.

Конструкции с невыдвижным шпинделем

Размещение системы «винт – гайка» в задвижке в идеальном случае должно было бы обеспечить одновременно ее компактность и легкий доступ к резьбовой паре для подачи смазки и проведения текущее го ремонта без разборки.

С точки зрения компактности предпочтительнее размещать ходовую гайку непосредственно на затворе. При этом шпиндель совершает только вращательное движение и поэтому задвижка имеет минимальную высоту, определяемую только ходом затвора и длиной сальника. Такая конструкция задвижек получила название «задвижки с невыдвижным шпинделем».

В этом случае ходовая резьба находится внутри полости задвижки и при открывании шпиндель не выдвигается из крышки, сохраняя своё первоначальное положение по высоте. Ходовая гайка в этих задвижках соединена с затвором и при вращении шпинделя для открытия прохода как бы наворачивается на него, увлекая за собой затвор.

В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду и поэтому подвержен действию коррозии и абразивных частиц в рабочей среде, к нему закрыт доступ и отсутствует возможность технического обслуживания во время эксплуатации, что приводит к снижению надёжности работы ходового и сальникового узлов.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Цветные металлы: характеристики и применение для изготовления нефтегазового оборудования

Конструкции с выдвижным шпинделем

Учитывая недостатки задвижек с невыдвижным шпинделем, стали применять конструкции, в которых ходовая гайка закреплена в маховике или непосредственно в приводе, т.е. вне рабочей полости корпуса. В этих конструкциях шпиндель совершает только поступательное движение и перемещается вместе с затвором, как бы выдвигаясь из задвижки. Поступательное движение шпинделя обеспечивает наилучший режим работы сальникового уплотнения. Конструкция позволяет заменять изношенную ходовую гайку, не демонтируя задвижку, а иногда и не останавливая технологический процесс. 

Задвижка шиберная с выдвижным шпинделем
Задвижка шиберная с выдвижным шпинделем: 1 – указатель положения; 2 – кожух шпинделя; 3 – маховик; 4 – ходовая гайка; 5 – стойка; 6 – шпиндель; 7 – болтовое соединение стойки с крышкой; 8 – сальниковая набивка; 9 – отверстие для сброса давления из полости (подачи давления в полость) корпуса; 10 – крышка; 11 – болтовое соединение крышки с корпусом; 12 – запирающий элемент (шибер); 13– седло; 14 – корпус; 15 – опоры; 16 – выступ уплотнительной поверхности фланцев; 17 – патрубок под приварку; 18 – выступ фланца с канавкой под уплотнительное кольцо А – строительная длина с фланцами с соединительным выступом; В – строительная длина с патрубками под приварку; С – строительная длина с фланцами с канавкой под уплотнительное кольцо.

Тем не менее, в конструкциях с выдвижным шпинделем имеются следующие недостатки 

  1. увеличение высоты задвижки (за счет выхода шпинделя);
  2. необходимость защищать резьбовую часть шпинделя от загрязнения, коррозии и механических повреждений.

В такой конструкции резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение , при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом .

Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Задвижки

 

Преимущества и недостатки

Преимуществами шиберных задвижек являются:

  1. простота изготовления затвора;
  2. легкость сборки, разборки и ремонта;
  3. отсутствие заедания затвора в полностью закрытом положении.

Недостатками шиберных задвижек являются:

  1. большой расход энергии на открытие и закрытие, вызванный тем, что на всем пути движения привод преодолевает трение между уплотнительными поверхностями седел и затвора;
  2. значительный износ уплотнительных поверхностей.

Несмотря на недостатки, шиберные задвижки достаточно легко обслуживаются и ремонтируются. Величина износа очень легко компенсируется при ремонте путем смещения (вывертывания) седел. 

Вам будет интересно:

Добавить комментарий