Содержание
Назначение
Дистиллятное топливо (дизельное топливо, мазут и керосин) должно быть жидким в двигателе или горелке при низких температурах.
Существуют различные спецификации, которые охватывают текучесть при низких температурах:
- температура помутнения,
- температура застывания,
- температура замерзания,
- предельная температура фильтруемости.
Когда температура воздуха падает, нормальные парафины, содержащиеся в дизельном топливе, начинают образовывать кристаллы и затвердевать. Эти кристаллы могут вызвать засорение топливных фильтров и предотвращение запуска двигателя.
Улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива отслеживаются либо по температуре помутнения, либо по температуре застывания.
Температура помутнения — это температура, при которой нормальные парафины начинают образовывать кристаллы.
Температура застывания — это температура, при которой продукт перестает течь.
Существует много разных подходов для улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива:
- добавки,
- облегчение фракционного состава,
- разбавление керосином,
- депарафинизация растворителем.
Все перечисленные методы имеют существенные недостатки, включая высокую стоимость и значительную потерю выхода дизельного топлива, в то время как каталитическая депарафинизация является конкурентоспособной альтернативой.
Преимущество каталитической депарафинизации заключается в том, что она фактически превращает «плохие» молекулы в дистилляте — те, которые имеют плохие низкотемпературные свойства (н-парафины) — в лучшие молекулы.
Сырье и продукты
В качестве сырья процесса депарафинизации обычно используются фракции гидроочищенного дизельного топлива с установок АВТ.
Эти фракции обычно имеют фракционный состав 200-360 ○С и обогащены нормальными парафинами, обладающими высокими температурами помутнения. Основным продуктом является обогащенное изопарафинами дизельное топливо с температурами помутнения порядка минус 30 ○С при температуре помутнения исходного сырья от 0 до плюс 5 ○С. В качестве побочных продуктов образуется нафта и сухой газ.
Катализаторы процесса
Для гидроочистки применяются никель-молибденовые катализаторы, обладающие сбалансированной активностью по деазотированию и гидрообессериванию.
Для процесса депарафинизации используются катализаторы с содержанием благородных металлов.
Катализатор предназначен:
- для улучшения низкотемпературных свойств дизельного топлива;
- для насыщения ароматических углеводородов и улучшения моторных свойств дизельного топлива по цетановому числу.
Условия проведения процесса
Процесс предварительной гидроочистки
Процесс гидроочистки дизельного топлива в среде водородсодержащего газа (ВСГ) протекает при следующих параметрах:
- давление ВСГ на входе в реактор – не менее 4,3 МПа;
- температура процесса – пределах 360-390 ○С;
- объемная скорость подачи сырья – не более 1,14 ч-1;
- кратность циркуляции ВСГ – не менее 210 нм3/м3 сырья.
Процесс депарафинизации
Процесс депарафинизации протекает в среде водородсодержащего газа (ВСГ) при следующих условиях:
- давление ВСГ на входе в реактор – не менее 4,1 МПа;
- температура процесса – в пределах 320-360 ○С;
- объемная скорость подачи сырья – не более 2,5 ч-1;
- кратность циркуляции ВСГ – не менее 290 нм3/м3 сырья.
Технологическая схема
Гидроочистка сырья
Свежее сырье подогревается и смешивается с горячим циркулирующим газом. Смесь поступает в первый реактор. В реакторе происходит каталитический процесс гидроочистки дизельного топлива с использованием специально подобранного катализатора.
В реакторе происходит удаление соединений серы, азота, кислорода и подготовка дизельного топлива к проведению второй стадии процесса (депарафинизации) для получения компонента товарного дизельного топлива. Реакции происходят с относительно небольшим выделением тепла.
Затем гидроочищенный поток дизельного топлива охлаждается циркулирующим газом от компрессора и поступает во второй реактор, содержащий катализатор депарафинизации.
Депарафинизация
На данной стадии процесса происходит улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива и глубокое насыщение ароматических углеводородов. Эта стадия процесса так же является каталитическим процессом и протекает на специально подобранном катализаторе.
Процесс депарафинизации дизельного топлива происходит в реакторе, при этом молекулы парафиновых углеводородов нормального строения преобразуются в изомеризованные молекулы. Так же при проведении процесса депарафинизации происходит крекирование молекул углеводородов. Процесс депарафинизации протекает с потреблением водорода. Для восполнения количества водорода, вступившего в реакцию, предусмотрена подача свежего водорода с установок производства водорода.
Реакции экзотермичны, требуется постоянный контроль температуры в реакторе. Температура поддерживается на минимально возможном уровне, необходимом для получения требуемой степени расщепления молекул. Температура в реакторах регулируется путем подачи холодного циркулирующего водородсодержащего газа (ВСГ) между слоями катализатора.
Фракционирование
Продукт из второго реактора охлаждается в сырьевых теплообменниках и поступает в горячий сепаратор высокого давления, где происходит отделение жидких углеводородов от паров ВСГ. Жидкий продукт направляется в секцию фракционирования, а ВСГ после доохлаждения поступает в холодный сепаратор высокого давления.
Для предотвращения коррозии и отложения солей аммония, перед поступлением продукта на охлаждение, подается промывочная вода. Пар из холодного сепаратора высокого давления смешивается с подпиточным водородом и направляется на смешение с сырьем. Жидкие углеводороды поступают в сепаратор низкого давления.
Кислый газ из сепаратора низкого давления выводится с установки, а жидкий продукт после отделения кислой воды направляется в секцию фракционирования.
Достоинства и недостатки
Недостатки:
- высокая стоимость катализаторов ввиду присутствия в них благородных металлов
- необходимость производства дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами только в зимний период.
- снижение выхода целевого продукта вследствие реакций крекинга.
Достоинства:
- простое технологическое оформление
- возможность «встраивания» процесса депарафинизации на действующих установках гидроочистки дизельных топлив.
- улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива и возможность производства высокомаржинального продукта – зимнего дизельного топлива.
Материальный баланс
Материальный баланс представлен в таблице.
Сырье | Продукты | |||
Дизельное топливо | Водород | Депарафинизат | Нафта | Газ |
т/ч | т/ч | т/ч | т/ч | т/ч |
67,3 | 0,58 | 63,4 | 3,69 | 0,79 |