Газойль

Определение

Главным применением газойля является производство дизельного топлива, которое используется в дизельных двигателях для автомобилей, грузовиков, судов, локомотивов и другой техники. Также газойль используется в качестве топлива для отопления и в производстве смазочных материалов, парафинов и других нефтехимических продуктов.

Газойль производят перегонкой (дистилляцией) нефти или продуктов ее переработки (если он не был отделен в процессе перегонки). В зависимости от способа производства различают 2 вида газойля:

  • атмосферный,
  • вакуумный.

Однако, не следует путать газойль с дизельным топливом, поскольку газойль является сырьем для его производства и может иметь различные свойства в зависимости от его фракционного состава и степени очистки.

Атмосферный газойль

Атмосферный газойль получают путем прямой перегонки нефти в условиях атмосферного давления. Предел выкипания атмосферного газойля – 180-360 °С.

Атмосферный газойль служит одним из компонентов дизельного топлива – до 15% в составе дизтоплива.

Атмосферный газойль имеет следующие свойства:

  • ПЛОТНОСТЬ 820-880 КГ/мЗ,
  • температура выкипания 180-360 С,
  • температура вспышки атмосферного газойля 80 С;
  • температура застывания -22+34 С,
  • массовая доля серы 0.3-1%,
  • не содержит воды и механических примесей.

Вакуумный газойль

Использование

ВГ используется в различных областях, включая:

  • производство топлива для судов и электростанций,
  • производство смазочных материалов
  • производство нефтехимических продуктов

Он также может быть использован в качестве исходного сырья для производства высококачественных топлив и смазочных материалов.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Из чего состоит нефть

Свойства

Вакуумный газойль (ВГ) – это тяжелое фракционированное сырье, получаемое в процессе переработки нефти вакуумной дистилляцией. Он состоит преимущественно из углеводородов с высокой молекулярной массой и имеет высокую плотность и вязкость.

Вакуумный газойль (ВГ) – тяжелая фракция нефти, получаемая перегонкой мазута при давлении 10-15 кПа (0,09-0,15 атм) в количествах до 20-30 % мас. в пересчете на исходную нефть. Имеет следующие физико-химические характеристики: плотность при 15 °С в пределах 873,4-953,3 кг/м3 , при 20 °С – 860-950 кг/м3 , температуру текучести 19 °С, температуру вспышки 100-150 °С, температуру самовоспламенения 350 °С и коксуемость около 0,4.

ВГ имеет высокую плотность и вязкость, что делает его трудным для транспортировки и обработки. Его температура застывания также выше, чем у других нефтепродуктов, что может привести к проблемам при хранении и использовании.

Химический состав

ВГ состоит главным образом из ароматических и нафтеновых углеводородов с высокой молекулярной массой. Он также содержит значительное количество серы, азота и металлов, таких как никель и ванадий. Эти элементы являются примесями и могут оказывать негативное влияние на окружающую среду при сжигании ВГ.

Крекинговый газойль

Крекинговый газойль — газойль, полученный при гидрокрекинге и каталитическом крекинге вакуумного газойля, а также при термическом крекинге и коксовании нефтяных остатков. Он делится на лёгкий газойль с пределами выкипания 200—360 °C и тяжёлый газойль с пределами выкипания 360—500 °C. Первый после облагораживания (что снижает количество гетероатомных соединений) используется в качестве добавки в дизельное топливо, второй как разжижающий компонент в топочный мазут для отопительных котлов.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Твердые горючие ископаемые

Легкий ВГ

Легкий вакуумный газойль  – имеет наименьшую вязкость и используется для производства смазочных материалов, топлива для генераторов и дизельных электростанций. По своему физическому состоянию:

  1. жидкий,
  2. легко текуч,
  3. не вязкий
  4. температура вспышки – 80 °C,
  5. температура застывания – от -22 до +34 °C.

Легкий каталитический газойль (после облагораживания, в процессе которого происходит снижение содержания примесей гетероатомных соединений) также служит компонентом дизельного топлива.

Тяжелый ВГ

Тяжелый вакуумный газойль – имеет еще более низкую вязкость и используется для производства смазочных материалов, трансформаторных масел и других нефтехимических продуктов.

По своему физическому состоянию:

  1. слабовязкий,
  2. в больших пропорциях обладает свойством сгущать смеси.
  3. температура вспышки тяжелого газойля – 100-150 °C,
  4. температура застывания – от -15 до +22 °C.

Тяжелый каталитический газойль – является компонентом котельного топлива, а тяжелый газойль гидрокрекинга – компонентом котельного топлива или масляного сырья.

Получение

Вакуумный газойль (ВГ) – целевой продует установки АВТ топливного варианта. Для его получения мазут из блока АТ перегоняется в блоке ВТ.

Вакуумный газойль используется как сырье установок: 

  1. каталитического крекинга,
  2. гидрокрекинга 
  3. в некоторых случаях – термического крекинга с по­лучением дистиллятного крекинг-остатка, направляемого далее на коксование с целью получения высококачественных нефтяных коксов

ВГ после гидрокрекинга обычно применяется как сырьё для каталитиче­ского крекинга с целью выделения легких дистиллятов и широких масляных фракций. Также с помощью селективных растворителей возможно выделение твердых парафинов и церезинов.

Кстати, прочтите эту статью тоже:  Условная вязкость

Применение

При гидроочистке и последующем каталитическом крекинге вакуумного газойля получают фракции с пределами выкипания 200 – 360 °С (легкий га­зойль) и 360 °С – 500 °С (тяжелый газойль). После облагораживания легкого газойля, в процессе которого происходит снижение содержания примесей гетероатомных соединений, его используют в качестве добавки к дизельному топливу. Тяжелый газойль применяют в качестве компонента котельного топ­лива.

Другой эффективный способ применения вакуумного газойля – при до­бавлении в сырье от 1000 ppm до 1500 ppm депрессорно-реологической при­садки, возможно получение маловязкого топлива, в том числе судового и печ­ного. Данный реагент снижает вязкость и температуру застывания полученно­го продукта за счет связывания парафинов. Таким образом, полученное маловязкое топливо готово к использованию сразу после добавления дснрсссорно- рсологичсской присадки без необходимости прохождения дорогостоящих процессов дальнейшей обработки.

Получаемый нефтепродукт обладает сразу рядом преимуществ: невысокая стоимость в сравнении с топливом, получаемым путем ка­талитического крекинга:

  • качественные характеристики, полностью отвечающие стандартам су­дового маловязкого топлива:
  • удобство транспортировки за счет снижения вязкости и понижения температуры застывания.

Вам будет интересно:

Добавить комментарий