Содержание
Определение
Главным применением газойля является производство дизельного топлива, которое используется в дизельных двигателях для автомобилей, грузовиков, судов, локомотивов и другой техники. Также газойль используется в качестве топлива для отопления и в производстве смазочных материалов, парафинов и других нефтехимических продуктов.
Газойль производят перегонкой (дистилляцией) нефти или продуктов ее переработки (если он не был отделен в процессе перегонки). В зависимости от способа производства различают 2 вида газойля:
- атмосферный,
- вакуумный.
Однако, не следует путать газойль с дизельным топливом, поскольку газойль является сырьем для его производства и может иметь различные свойства в зависимости от его фракционного состава и степени очистки.
Атмосферный газойль
Атмосферный газойль получают путем прямой перегонки нефти в условиях атмосферного давления. Предел выкипания атмосферного газойля – 180-360 °С.
Атмосферный газойль служит одним из компонентов дизельного топлива – до 15% в составе дизтоплива.
Атмосферный газойль имеет следующие свойства:
- ПЛОТНОСТЬ 820-880 КГ/мЗ,
- температура выкипания 180-360 С,
- температура вспышки атмосферного газойля 80 С;
- температура застывания -22+34 С,
- массовая доля серы 0.3-1%,
- не содержит воды и механических примесей.
Вакуумный газойль
Использование
ВГ используется в различных областях, включая:
- производство топлива для судов и электростанций,
- производство смазочных материалов
- производство нефтехимических продуктов
Он также может быть использован в качестве исходного сырья для производства высококачественных топлив и смазочных материалов.
Свойства
Вакуумный газойль (ВГ) – это тяжелое фракционированное сырье, получаемое в процессе переработки нефти вакуумной дистилляцией. Он состоит преимущественно из углеводородов с высокой молекулярной массой и имеет высокую плотность и вязкость.
Вакуумный газойль (ВГ) – тяжелая фракция нефти, получаемая перегонкой мазута при давлении 10-15 кПа (0,09-0,15 атм) в количествах до 20-30 % мас. в пересчете на исходную нефть. Имеет следующие физико-химические характеристики: плотность при 15 °С в пределах 873,4-953,3 кг/м3 , при 20 °С – 860-950 кг/м3 , температуру текучести 19 °С, температуру вспышки 100-150 °С, температуру самовоспламенения 350 °С и коксуемость около 0,4.
ВГ имеет высокую плотность и вязкость, что делает его трудным для транспортировки и обработки. Его температура застывания также выше, чем у других нефтепродуктов, что может привести к проблемам при хранении и использовании.
Химический состав
ВГ состоит главным образом из ароматических и нафтеновых углеводородов с высокой молекулярной массой. Он также содержит значительное количество серы, азота и металлов, таких как никель и ванадий. Эти элементы являются примесями и могут оказывать негативное влияние на окружающую среду при сжигании ВГ.
Крекинговый газойль
Крекинговый газойль — газойль, полученный при гидрокрекинге и каталитическом крекинге вакуумного газойля, а также при термическом крекинге и коксовании нефтяных остатков. Он делится на лёгкий газойль с пределами выкипания 200—360 °C и тяжёлый газойль с пределами выкипания 360—500 °C. Первый после облагораживания (что снижает количество гетероатомных соединений) используется в качестве добавки в дизельное топливо, второй как разжижающий компонент в топочный мазут для отопительных котлов.
Легкий ВГ
Легкий вакуумный газойль – имеет наименьшую вязкость и используется для производства смазочных материалов, топлива для генераторов и дизельных электростанций. По своему физическому состоянию:
- жидкий,
- легко текуч,
- не вязкий
- температура вспышки – 80 °C,
- температура застывания – от -22 до +34 °C.
Легкий каталитический газойль (после облагораживания, в процессе которого происходит снижение содержания примесей гетероатомных соединений) также служит компонентом дизельного топлива.
Тяжелый ВГ
Тяжелый вакуумный газойль – имеет еще более низкую вязкость и используется для производства смазочных материалов, трансформаторных масел и других нефтехимических продуктов.
По своему физическому состоянию:
- слабовязкий,
- в больших пропорциях обладает свойством сгущать смеси.
- температура вспышки тяжелого газойля – 100-150 °C,
- температура застывания – от -15 до +22 °C.
Тяжелый каталитический газойль – является компонентом котельного топлива, а тяжелый газойль гидрокрекинга – компонентом котельного топлива или масляного сырья.
Получение
Вакуумный газойль (ВГ) – целевой продует установки АВТ топливного варианта. Для его получения мазут из блока АТ перегоняется в блоке ВТ.
Вакуумный газойль используется как сырье установок:
- каталитического крекинга,
- гидрокрекинга
- в некоторых случаях – термического крекинга с получением дистиллятного крекинг-остатка, направляемого далее на коксование с целью получения высококачественных нефтяных коксов
ВГ после гидрокрекинга обычно применяется как сырьё для каталитического крекинга с целью выделения легких дистиллятов и широких масляных фракций. Также с помощью селективных растворителей возможно выделение твердых парафинов и церезинов.
Применение
При гидроочистке и последующем каталитическом крекинге вакуумного газойля получают фракции с пределами выкипания 200 – 360 °С (легкий газойль) и 360 °С – 500 °С (тяжелый газойль). После облагораживания легкого газойля, в процессе которого происходит снижение содержания примесей гетероатомных соединений, его используют в качестве добавки к дизельному топливу. Тяжелый газойль применяют в качестве компонента котельного топлива.
Другой эффективный способ применения вакуумного газойля – при добавлении в сырье от 1000 ppm до 1500 ppm депрессорно-реологической присадки, возможно получение маловязкого топлива, в том числе судового и печного. Данный реагент снижает вязкость и температуру застывания полученного продукта за счет связывания парафинов. Таким образом, полученное маловязкое топливо готово к использованию сразу после добавления дснрсссорно- рсологичсской присадки без необходимости прохождения дорогостоящих процессов дальнейшей обработки.
Получаемый нефтепродукт обладает сразу рядом преимуществ: невысокая стоимость в сравнении с топливом, получаемым путем каталитического крекинга:
- качественные характеристики, полностью отвечающие стандартам судового маловязкого топлива:
- удобство транспортировки за счет снижения вязкости и понижения температуры застывания.