Содержание
Назначение
Битумная установка предназначена для производства битума различных марок из гудрона, поступающего с установок АВТ. Основным процессом производства битумов является окисление, продувка гудронов воздухом в вертикальном цилиндрическом сосуде — колонне окисления.
Принцип получения основан на реакциях уплотнения при повышенных температурах, приводящих к повышению концентрации асфальтенов.
Сырье и продукты
В качестве сырья для производства различных марок битумов могут выступать:
- Гудроны с установок АВТ
- Металлизированная фракция с установок вакуумной перегонки мазута (ВТ)
- Смесевые экстракты с производства масел.
Продуктами битумной установки могут быть:
- Дорожные битумы марок БНД-60/90, БНД-90/130
- Кровельный битум марки БНК-40/180
- Битум строительный марки БН 90/10
Технологическая схема
Производство дорожного (БНД-60/90, БНД-90/130) и кровельного битума (БНК-40/180)
Марка выходного продукта зависит от температуры в зоне реакции, которая может составлять от 150-280°С и времени протекания реакции от 3-7 часов.
Гудрон подается специализированным поршневым насосом в среднюю часть окислительной колонны. Заполнение колонны поддерживается на уровне 70% от объема аппарата. Воздух прокачивается компрессором через опускную трубу, которая проходит по всей длине аппарата, где нагревается отходящим продуктом.
Далее, воздух поступает в маточник, который равномерно распределяет воздух по сечению колонны. При контакте сырья с техническим воздухом происходит реакция окисления.
Легкие компоненты, такие как окись углерода, азота, водяной пар и другие примеси, поднимаются вверх колонны, откуда через шлемовую трубу выводятся в сепаратор, где разделяются на газообразную и жидкую фазы.
Жидкая фаза, черный соляр, который составляет не более 2 % объема от общей продукции, насосами откачивается с установки в товарно-сырьевой цех (ТСЦ).
Газообразная фаза дожигается в котле-утилизаторе.
Битум, по окончанию реакции, выводится с низа колонны и прокачивается через погружные холодильники поршневым насосом.
Часть охлажденного битума возвращается обратно в колонну в качестве рециркулята. А балансовое количество продукта поступает в емкости хранения, с последующей отгрузкой на автомобильный и железнодорожный транспорт.
Производство строительного битума марки БН-90/10
Для производства битума нефтяного марки БН-90/10, используется следующая схема: технологический воздух также подается в окислительную колонну через опускную трубу, а сырье подается в тройник смешения, который находится в шлемовой части колонны.
В тройнике смешения гудрон смешивается с частью не прореагировавшего битума, который выносится газами окисления из окислительной колонны.
При данной схеме производства колонна поддерживается полностью заполненной. Затем, смесь по линии перетока поступает в выносную емкость сепарации, где происходит разделение газожидкостной смеси на газовую и жидкую фазы.
Газовая фаза поступает в нефтегазовый сепаратор, в котором происходит отделение унесенного черного соляра от газов окисления, окиси углерода, азота, водяного пара и других примесей.
Жидкая фаза, черный соляр, откачивается насосом в товарно-сырьевой цех. А газ направляется на дожиг в котел-утилизатор.
Смесь гудрона и битума, из выносной емкости сепарации прокачивается насосами через погружные холодильники, откуда подается в качестве рециркулята в окислительную колонну.
Битум с низа окислительной колонны откачивается насосами в погружные холодильники, после чего поступает в емкости хранения с последующей отгрузкой потребителю.
Принципиальное отличие схемы производства строительного битума, в том, что соотношение сырья к рециркуляту составляет 1:5, то есть объем рециркулята в 5 раз больше объема поступающего сырья. Таким образом увеличивается количество воздуха на окисление и время его контакта с сырьем.
Битумно-эмульсионные установки
Это установки, производящие не битум, а битумные эмульсии. Часто они изготавливаются в компактном исполнении. При производстве битумной эмульсии в качестве добавок применяют СБС модифицированный битум и латекс. Их дозировка требует специального оборудования так как, например, латексу свойственно образование сгустков в трубах и насосах, благодаря чувствительности к сдвиговой деформации.
На фоне дорожного битума, битумная эмульсия может обеспечить:
- Полноценное сцепление материала с основанием за счет электростатического взаимодействия заряда катионной битумной эмульсии и отрицательного заряда основания дорожной поверхности.
- Растекание по поверхности и заполнение всех неровностей и пор, так как по уровню текучести битумная эмульсия очень близка к воде.
- Битумная эмульсия может разливаться даже на увлажненную поверхность.
- Более низкую энергозатратность, так как нет надобности поддерживать высокую температуру материала.
- Безопасность применения, так как битумная эмульсия используется при температурах от 30 до 70 градусов Цельсия.
- Технология производства эмульсий дает возможность варьировать показатели качества, которые необходимы для отдельных видов работ.
Материальный баланс
Материальный баланс производства битума марки БНД-60/90
Продукты | % на сырьё | % на нефть | т/год | т/час |
Пришло: | ||||
гудрон | 100,000 | 5,500000 | 330000 | 40,4412 |
кислород | 0,500 | 0,027500 | 1650 | 0, 2022 |
Итого | 100,500 | 5,527500 | 331650 | 40,6434 |
Получено: | ||||
битум | 97,000 | 5,335000 | 320100 | 39,2279 |
газы | 2,750 | 0,151250 | 9075 | 1,1121 |
чёрный соляр | 0,750 | 0,041250 | 2475 | 0,3033 |
Итого | 100,500 | 5,527500 | 331650 | 40,6434 |
Достоинства и недостатки
Недостатки
- высокий расход греющего пара на прогрев продуктово-сырьевых трубопроводов и емкостей из-за особенности застывания в них битумных смесей. Особенно эта проблема актуальна в зимний период эксплуатации.
- неприспособленность таких установок к выпуску композиционных битумных смесей, модифицированных полимерами
- невысокая производительность установок от 200 до 500 тыс. т/год.
Достоинства
- возможность стабилизации теплового режима окисления за счет изменения температуры сырья, поступающего в колонны.
- применение компрессоров низкого давления.
- возможность широкой степени автоматизации и легкость управления процессом.
- простота конструктивного исполнения.